Содержание
С выхода Elden Ring почти прошел месяц, а значит, настала пора выпустить очень своевременный обзор самой амбициозной игры в истории франшизы Soulsborne. В рабочем ритме проходить настолько громадную RPG показалось мне непосильной задачей, а потому ради этого релиза я даже ушел в двухнедельный отпуск — и все равно был вынужден откровенно жульничать, тут и там призывая фантомных NPC, чтобы успеть-таки к своему камбеку на Cybersport.ru зачистить всю карту и увидеть финал. И вот, спустя 120 часов зубодробительного геймплея, я наконец готов поделиться впечатлениями. Приступим!
Знаете ли вы, что такое безумие?
Давным-давно, вот в этой самой галактике, я написал своему доброму другу и коллеге PilotBaker, что сомневаюсь, хватит ли в релизной версии Elden Ring контента на уже третий полноценный материал об игре. Ведь раньше я писал превью, а затем… еще одно превью — и там уже потратил вдоволь маны, чтобы рассказать об особенностях местного открытого мира. «Ну, знаете, он большой, открытый, а еще в нем поначалу есть квесты и данжи — не знаю только, хватит ли Миядзаки сил и дальше так плотно набивать его содержимым», — примерно так писал Machinae из тех, старых материалов. Наивное летнее дитя! Я и не знал, что ждет меня впереди.
Колоссальная, порой буквально ставящая в тупик своими размерами или, вернее, плотностью наполнения карта — это главный хайлайт Elden Ring и то ключевое воспоминание о ней, которое вы унесете с собой после прохождения. За свою игровую «карьеру» я встречал массу тайтлов с большими мирами — «гоночка» Fuel (2009), кажется, по-прежнему держит лидерство по количеству упакованных в виртуал квадратных километров, но и условную Just Cause 3 тоже быстро исколесить не выйдет. Всю карту Elden Ring, вероятно, можно было бы спрятать где-то в уголке названных выше игр, и ее бы там никто не заметил, но только у FromSoftware я впервые буквально ощутил усталость от перегруза топографической информацией, вынуждающей меня прекратить исследование мира и сделать привал.
Ночь светла, но все равно полна ужасов
Впрочем, начинать второе прохождение было бы интересно и без дополнительного контента. По крайней мере, если у вас тоже существует традиция каждый год с друзьями ходить в Dark Souls. Soulsborne, конечно же, заманивает игроков назад в первую очередь геймплеем — и в этом плане Elden Ring тоже в полной мере может считаться «ультимативной» частью франшизы. По сути, для своего открытого мира FromSoftware отполировала вообще все возможные боевые механики из прошлых частей (есть даже своего рода реверанс в сторону Bloodborne, который попал мне прямо в сердечко), а сверху еще и присыпала новыми. На выходе получилась настоящая машина времени: запускаешь игру — и вот тебе снова семь, мама ведет тебя в «Детский мир», а там сокровища! Да на каждой полке! И с каждым так хочется поиграть!
Крах формулы Dark Souls
При этом в Dark Souls боссы всегда были своего рода бутылочным горлышком: как правило, именно в них игрок упирался и долго бился лбом, проверяя «скиллуху», и именно к ним по сто раз бегал насквозь через всю локацию, стремясь сохранить как можно больше аптечек. В Elden Ring гораздо больше проблем вызывает сам мир с его бесконечными поворотами и секретами, а вот боссы, особенно большие, сюжетные, ощущаются эдаким вкусным десертом: они красивые и хорошо разбавляют рутинные сражения с простыми врагами, но по итогу прохождения понимаешь, что их попросту было мало, причем скорее в качественном плане. Особенно если половину у вас украл ваш саммон.
Игра колец и властелин престолов
А вот я впервые столкнулся с рядовым мобом из новой локации. Следующий скриншот в серии — уже в дружелюбном хабе далеко от этого проклятого места. Получается, не вывез тогда дворнягу!
Вот я заметил, что у стражника близ храма есть полоска здоровья. Пятна крови на полу пытались намекнуть, что я допускаю ошибку, но во мне взыграл дух авантюризма. Реальную победу над этим мобом я одержу только уровней через 50.
Вот я впервые заехал в Озерную Лиурнию — поглядел со скалы на размер локации, ругнулся себе под нос и уехал. Силы на исследование такого куска мира у меня появятся лишь на следующий день.
Вот я в отчаянии делаю фото врага, просто потому что ничего больше не остается — ластхит по мне уже прилетел.
А вот просто подборка сообщений, с которых я искренне посмеялся — зря, что ли, я коллекцию собирал?
Elden Ring — это приключение. В контексте индустрии такая характеристика сегодня уже ничего не значит, все чаще так мы лишь обозначаем жанровую принадлежность игры, но вот творение FromSoftware без труда возвращает нас к первоначальному значению слова.
За время путешествия в Междуземье вы побываете в готических замках и древних руинах, в жерле вулкана и на заснеженных горных вершинах, в ядовитых болотах (ну куда же без них!) и… обычных болотах, на цветущих зеленых равнинах и в мертвых, напрочь выжженных землях. Вы сразитесь с рыцарями, что хранят клятву господам, несмотря на смерть мира; полубогами, которых свела с ума власть; гигантами, что целую вечность назад правили этими землями; и драконами — последних здесь вообще пугающе много, даже Skyrim отдыхает. Ну а в конце вы, как и положено у FromSoftware, определите судьбу вселенной — и получите в награду ролик на десять секунд, который оставит после себя вопросов больше, чем ответов. Приключение. Настоящее!
Elden Ring интересно исследовать — по-игровому интересно. FromSoftware пошла на сумасшедший риск и отказалась вообще от всех современных способов мотивации игрока. В открытом мире ER нет ни знаков вопроса, ни квестовых индикаторов, ни даже экрана статистики, на который бы игрок мог взглянуть и сказать: «Ага, в регионе осталось три данжа, легендарная шмотка и девять боссов — пойду поищу». И этот устаревший, поистине архаичный подход в 2022 году вдруг оказался способен подарить ни с чем (кроме The Legend of Zelda: Breath of the Wild, по заверениям уважаемого Lampochko) не сравнимый опыт.
- колоссальный открытый мир — секреты в нем останутся даже после сотни часов
- оптимизация формулы Dark Souls — больше экшена, меньше беготни
- непередаваемое удовольствие от исследования — открытые миры для вас больше не будут прежними
- разнообразие локаций и их внешний вид — не ахнуть при виде иных пейзажей невозможно
- и еще раз количество контента, так попросту не бывает
- мало запоминающихся боссов — попытка взять количеством скорее не удалась
- неткод в PvP оставляет желать лучшего — сражаться чаще приходится с задержкой и лагами, чем с людьми
- проблемы с оптимизацией и античитом на старте
- Разработчик: FromSoftware
- Издатель: Bandai Namco
- Дата выхода: 25 февраля 2022 года
На момент написания обзора в Elden Ring наиграно сорок часов, убито с десяток боссов – от достаточно податливых до чрезвычайно свирепых, выфармлено несколько сетов, сундук ломится от обилия колющего, режущего и дробящего, работа FromSoftware не пройдена даже наполовину. К игре я присоединился уже после релиза, недели в запасе у меня не было, но впечатлений для понимания и сравнения Elden Ring с прочими souls-проектами накопилось уже очень много, от них и будем плясать.
Если проводить параллели с другими тайтлами FromSoftware, новинка справедливо покажется квинтэссенцией идей и кор-механик предыдущих работ студии, но с рядом нововведений, которые на первый взгляд могут показаться не столь фундаментальными, но на деле в корне преображают восприятие игры.
Верные себе разработчики сохранили атмосферу темнейшего фэнтези, а в качестве соавтора пригласили маэстро жанра Джорджа Мартина, благодаря чему повествование стало более связным и насыщенным. Но не обольщайтесь, чтобы картинка сложилась, сюжет как обычно придется собирать по крупицам, внимательно выслушивая каждого охочего до бесед НПЦ. Это все еще «археология», но находок будет больше, чем когда-либо.
С легкой подачи авторов теперь все мы – погасшие души без рода и имени, следующие за видениями благодати, чтобы восстановить расколотое кольцо Золотого порядка Элден и стать его новым хранителем. Осколками артефакта завладели алчущие могущества полубоги. Именно они развязали кровопролитную бойню в Междуземье, отвратив от себя великую Волю и благополучно похерив весь мир.
Впрочем, окидывая взором руины былого величия Междуземья, понимаешь, что и до Раскола мир выглядел как очередная братская могила для угасших чаяний. Известному гигантоману Миядзаки в Elden Ring разгуляться было где. Он понастроил колоссальных размеров замки, пробросил исполинские мосты, целый подземный мир выкопал и врезал в горы попирающие небо башни.
В новой вселенной свободно умещаются самые громадные и невероятные существа. В нем, как ни в одной другой Souls-игре, ты ощущаешь собственную «маленькость». Междуземье Elden Ring не просто большое, оно огромное, просторное и невероятно разнообразное. Пожалуй, со времен Skyrim мне не было настолько же интересно исследовать мир.
Отсюда вытекает одно из главных отличий Elden Ring от предыдущих игр студии: это больше не коридорный метроидообразный экшен, но проект с абсолютной свободой выбирать направление и тактику боя. Elden Ring сразу же вступает с новичком в диалог, вопрошая: «Ты опытный боец или хвост собачий?», и с порога бросает его в бой с многоруким, проворным гигантом.
И поверженный игрок не упрется во фрустрирующий челлендж, как это было с судией Гундиром, но очнется в пещере, которая проведет его через обучение основам, экзаменует легко проходимым мини-боссом и выпустит в открытый мир с переменчивыми погодными условиями и полным суточным циклом.
Если вам очень повезет, первое знакомство с Междумирьем состоится непогожей ночью, когда погруженный во мрак Лимгрейв залит светом циклопических деревьев Эрд, а ветер кружит тысячи мерцающих листьев, сорванных с волшебных ветвей. Elden Ring атмосферная в любую погоду, но ночи здесь особенно волнующие.
В любом случае, когда пройдет «вау-эффект» от созерцания просторов, игрок увидит огромного конного всадника, патрулирующего дорогу к замку, и Elden Ring вновь обратится к нему: «Посмотри, сколько вокруг пространства. Тебе не обязательно бросать ему вызов, чтобы попасть в Штормвэйл».
А всадник то действительно лютый, настоящий великан на бронированном коне с алебардой, размером с фонарный столб. Мало кто из ветеранов Souls одолеет его с порога. Даже втроем придется туго, даже если все участники на десять-пятнадцать уровней выше стартового. Со временем персонаж станет выносливее, увеличит силу и магический потенциал, подберет удобное оружие и надежную броню, и сможет бросить рыцарю вызов. Не перед лицом неизбежности, а когда будете готовы.
Да, Elden Ring не просто похожа, а почти целиком такая же, как Souls и Sekiro во всем, что касается механик боя и развития героев. Вместо костров – места благодати, вместо душ – руны, вместо Синоби божественного наследника – воин из Страны тростника (один из десяти представленных в игре архетипов). Парирования и блокировки, перекаты и удары в спину, но и тут не обошлось без удобных перемен.
Так, теперь игрок может свободно прыгать, некоторые наловчились даже перепрыгивать низкие, размашистые удары крупных противников. Свобода передвижения позволяет скрытно перерезать всю охрану какого-нибудь форта, а смерть больше не выжигает полоски здоровья, а лишь отнимает руны. Враги реагируют на шум, легко разводятся, а бесчисленное множество оружия, реликвий, расходников, молитв и заклинаний блестящих камней вносят сумасшедшее тактическое разнообразие.
А еще в открытом мире игрокам доступен Торрент – полуантилопа-полуконь, который носится быстрее ветра и умеет совершать высокие двойные прыжки. Игроки могут сражаться, сидя верхом на Торренте, что очень кстати, если имеешь дело с каменными колоссами или троллями. И им не нужно вылезать из седла, чтобы подобрать с земли ресурсы или лут.
У игроков будет свой «хаб» — Крепость круглого стола, существующая за пределами Междумирья. Там обитают несколько сюжетных персонажей, служанка, которая всегда готова выслушать вас и обнять, затуманенное зеркало, позволяющее менять внешность героя, несколько торговцев и кузнец – единственный ремесленник в Elden Ring, чьи исключительные таланты недостижимы для игроков.
Мастер-оружейник не только более опытен в улучшении оружия, он также умеет дублировать «Пепел войны» — еще одну новую, очень приятную как для ветеранов Souls, так и для новичков механику, позволяющую наделять оружие новыми умениями и даже свойствами.
Иначе говоря, игрок теперь способен присвоить оружию почти любое из доступных (то есть найденных или купленных у торговцев) умений, а заодно изменить свойства, влияющие на скалирование урона от определенных характеристик, что существенно расширяет арсенал бойцов всех специализаций. Хотите получить молот на ловкость – пожалуйста, использовать зачарованный меч как силовое оружие – «Пепел войны» поможет и тут.
Более того, разжившись набором швеи и специальной иглой, игрок получит возможность как бы «ушивать» некоторые доспехи, меняя их характеристики и вес. Такие вещи маркированы особым образом и могут быть как усилены, так и облегчены — зависит от типа снаряжения.
Все расходуемое не столько покупается, сколько изготавливается вручную. У первого же встречного торговца продается набор мастера и несколько начальных справочников с рецептами, при помощи которых в местах благодати создаются разнообразные расходники (метательные снаряды, снадобья для укрепления иммунитета, пища, даже светящиеся путеводные камешки, чтобы не заблудиться в лабиринте).
Поиск ценных реагентов является неотъемлемой частью нового, исследовательского опыта Elden Ring. Грозовые цветы растут в местах, куда попала молния, у костров вьются огненные бабочки, звери предпочитают просторные луга, а птицы – утесы, грибы любят темноту, мох – сырость и каменистую почву, а могильный цвет и лилии Трины часто встречаются в старых склепах и подземных захоронениях. Если вам нужно что-то конкретное, вы почти всегда знаете, где примерно это искать.
Если после всего вышеозвученного вас все еще терзают сомнения в духе «не слишком ли она для меня сложная», вот вам несколько дополнительных аргументов: фляги в открытом мире пополняются и без мест благодати. Стоит вам уничтожить группу врагов, зачистить лагерь или одолеть какого-нибудь крупного зверя, вы восстанавливаете запасы здоровья и маны.
Самых дотошных исследователей Elden Ring вознаграждает коллекцией разнообразных духов, которых можно воскрешать при помощи колокольчика призыва и усиливать у наставницы. Духи помогут справиться с противниками, на их основе даже делают уникальные билды. Я, например, играю тяжелым паладином, который исцеляет призванных существ и привлекает внимание монстров, пока помощники наносят им урон.
Возле каждого из сложных противников, включая мировых боссов и на территории всякого подземелья встречаются так называемые омуты призыва, при помощи которых можно зазвать в свой мир временных напарников-игроков. Они помогут пройти сложный участок, помогут справиться с боссом. Абсолютно все подземелья можно проходить со случайными или конкретными игроками, а нежелательных вторженцев – мигом изгонять.
Даже если вы совсем плохи в Souls-играх, как ваш преданный автор, всегда найдется игрок, готовый прийти на помощь. Вскоре и вы начнете помогать новичкам, но далеко не из чувства долга, ведь самый быстрый способ разжиться усилениями для великой руны — это повторное убийство боссов в роли призванного на подмогу фантома.
Грандиозная Elden Ring, от которой просто невозможно оторваться, могла бы получить все десять из десяти, как действительно лучшая ARPG последних лет пяти-шести, если бы не пара косяков, в очередной раз допущенных FromSoftware. Речь идет в первую очередь об оптимизации, которая хромает не только на ПК, но и на консолях. В открытом мире на Xbox Series X практически нет участков, где игра бы не теряла немного fps даже в режиме производительности.
Вторая проблема сопряжена с сетевым соединением. Несмотря на ряд проведенных тестов, FromSoftware так и не отладили систему мультиплеера. Постоянные разрывы связи, постоянная невозможность призвать другого игрока. Вы вылетаете из чужих миров и иногда по десять-пятнадцать минут ждете, когда наконец вам удастся кого-то призвать, выцеливая каждый чертов светящийся на полу знак.
Насколько мне известно, эти болячки преследуют FromSoftware чуть ли не с начала Souls-времен и ничего фатального в них в принципе нет, но как же черт возьми досадно, что студия не совладала с ними и теперь, когда Elden Ring не хватает каких-то пары штрихов до абсолютного совершенства.
Ну и в заключение так: я не поклонник серии Dark Souls, меня не вдохновила сложность Sekiro и почти наверняка такая же участь постигла бы Bloodborne, но я всей душой и неожиданно искренне полюбил вселенную Elden Ring. Она кусается, она очаровывает, она не отпускает, и главное – она рада не только рьяным хардкорщикам, но и просто старательным игрокам.
Плюсы Огромный, живописный, проработанный мир с невероятным количеством интересных мест Декорации, монстры, сюжет и музыка выше всяких похвал Отлично сбалансированная сложность Минусы Прихрамывает оптимизация Есть проблемы с сетевой игрой 9.5
Самая амбициозная игра FromSoftware, вобравшая в себя все самое лучшее, что было в предыдущих проектах японской студии. Если вы скептически относитесь к оценкам прессы, кричащей про «10 из 10 на кончиках пальцев», то напрасно. Пусть идеальных игр не существует, но Elden Ring подошла настолько близко к совершенству, насколько это вообще возможно.
Elden Ring собрана из элементов игр серии Souls, Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice, но каждый элемент повествования и каждая игровая механика здесь выводятся на принципиально новый уровень. Мы убиваем боссов в напряженных сражениях под эпичную музыку и не задаемся вопросом, зачем нам это вообще нужно.
До Elden Ring лишь Sekiro поставила перед игроком четкую цель и представила героя, которой должен был ее преследовать. Однако во многом игра отличалась от предыдущих работ From Software и пришлась по вкусу не всем ее фанатам. Слишком много динамики, всего один фиксированный персонаж, пусть и со своими многофункциональными и сменными протезами. Elden Ring идет иным путем, возвращая привычную для всех поклонников концепцию Souls и сохраняя при этом динамику той же Sekiro.
Вся игра — это один сплошной оммаж предыдущим работам японской студии. Здесь те же анимации и звуки, встречаются знакомые враги и даже персонажи, вроде небезызвестного Лоскутика, пытающегося подставить главного героя под неприятности, направляя того в сторону сокровищ, но не раскрывая деталей того, как они охраняются.
Что же отличает Elden Ring от той же серии Souls или Bloodborne, как это уже было отмечено выше, так это четкое понимание своего места в этом мире и целей, которые он ставит перед Погасшим, нашим героем. Созданная Джорджем Мартиным вселенная полна загадок, которые, будто детали головоломки, постепенно складываются в цельное полотно по мере прохождения и развития сюжетной линии. Сначала не до конца понятно, что за Кольцо такое и зачем нам топать к сияющему благодатью дереву высотой несколько тысяч метров, когда рядом есть такое чудное болото с плещущемся в нем драконом, но потом все встает на свои места.
Вы быстро разберетесь, как к полубогам попали Великие руны, извратившие их тела и души, и почему самым правильным поступком будет их уничтожение, а не попытки воззвать к разуму. Даже поведение многочисленных второстепенных персонажей, которые повстречаются на нашем пути, будет понятно без глубинного изучения многочисленных статей на Fextralife или чтением десятков страниц фанатских форумов. Они охотно делятся секретами, дают четкие указания, что делать и куда идти, а не ограничиваются пространственными рассуждениями о вечном и древних богах, как это было в той же Bloodborne.
В Elden Ring сюжет двигает именно жажда приключений игрока, его желание залезть под каждый камень, посетить каждую локацию, изучить каждое подземелье и разорить все гробницы. И игра щедро награждает за любознательность новыми доспехами, свитками с заклинаниями, оружием или иными сокровищами.
К слову, о гробницах. Это те же подземелья Чаши из Bloodborne, которые встречаются повсюду в Междуземье. Каждая гробница скрывает одного босса. Сложность гробницы и злоба таящихся в ней противников зависит от региона, в котором она находится. На более поздних этапах игры награды будут соответствующие, но и сам расхититель столкнется с немалыми трудностями.
Кроме гробниц Междуземье таит множество шахт с ценными ресурсами, в каждой из которых также копошатся различные монстры, и сидит один злобный босс — решать головоломки, чтобы до него добраться, не нужно. Надо только дойти далеко не самым простым и прямым маршрутом.
В одном из интервью Хидетака Миядзаки заявил, что при работе над Elden Ring он хотел дать игрокам мир, который хотелось бы исследовать. Чтобы каждая локация, попадающая в поле зрения игрока, была доступна. И ведь не соврал, Elden Ring действительно хочется изучать, тратя на это десятки часов. Если на горизонте виднеется какая-то башня, будьте уверены, что вы до нее сможете добраться. Приметили странную равнину — ждите очередного босса, который ее стережет.
Хочется как можно дольше мчаться на своем верном скакуне по пустынным равнинам, заснеженным горам, полям давно минувших и кровавых сражений, и даже оскверненным темной энергией пустошам, ставшим домом для каких-то отвратительных созданий. В столице Лимгрейва просто одолевает желание останавливаться у каждого столба и долбить по кнопке «Сделать скриншот» на контроллере до посинения пальца.
Боссы подстерегают на каждом углу в Elden Ring. Помимо длинного списка злодеев, которых нужно одолеть, чтобы увидеть финальные титры, в игре есть несколько могучих опциональных боссов. Чтобы добраться до них, необходимо выполнить ряд непростых второстепенных заданий.
Взять ту же валькирию Малению, смотревшую на игроков почти из каждого промо по игре и даже ставшую фигуркой в коллекционном издании. Чтобы добраться до нее, вам нужно разыскать два фрагмента медальона, один из которых сторожит крайне неприятный босс, а второй держит у себя притворившийся кувшином старик. После этого надо решить головоломку, попутно сражаясь, а потом взять штурмом гниющее дерево, в которое встроен величественный замок.
Если битвы с боссами в подземельях и гробницах зачастую повторяются, то злодеи сюжетных и второстепенных заданий раскрывают Elden Ring в полной мере. Схватки с ними проходят напряженно, заставляя кувыркаться, прыгать и внимательно следить за каждым их взмахом и выпадом, пытаясь поймать удобный момент для атаки. Их взмахи сокрушают арены, сопровождаются снопами искр и разрядами магической энергии и проходят под великолепную музыку, которая временами может и вовсе отвлечь от самой битвы (вспомните эти слова, когда дойдете до финального босса).
Каждый босс имеет две фазы, а то и две шкалы здоровья. Некоторые и вовсе могут вытягивать жизнь Погасшего, восстанавливая свою собственную.
Может показаться, что Elden Ring сложная, но на практике это одна из самых простых игр From Software. Она дает все возможности одолеть любого босса даже без помощи других игроков, полагаясь исключительно на свои способности. Противники кажутся грозными и бьют больно, но большинство их атак долго заряжаются и легко предугадываются.
Если же ставшее уже столь популярным «git gud» не для вас, то From Software ввела в игру специальных фантомов, которых можно призвать на подмогу в битве с любым боссом. Это своеобразный аналог покемонов — их нужно сначала разыскать, а потом еще можно прокачать, причем некоторые фантомы настолько хороши, что определенных боссов могут и вовсе побеждать самостоятельно. Есть и вовсе лютый фантом под названием мимик, полностью копирующий снаряжение и способности героя, но при этом обладающий куда большим запасом здоровья и бесконечной маной. Искусственный интеллект весьма ловко обращается с мимиком, правильно используя полученные от игрока способности.
В игру даже была добавлена новая фляга, позволяющая смешивать различные компоненты, чтобы получить зелье с необычными свойствами. Один из таких компонентов позволяет не терять души после смерти, когда другие могут увеличить скорость восстановления выносливости, сопротивляемость стихиям или сделать так, что на протяжении 10 секунд заклинания не будут расходовать ману.
Арсенал в Elden Ring просто огромный и включает в себя в общей сложности 31 категорию мечей, саблей, рапир, молотов, дубинок, кистеней, алебард, кинжалов и других средств нанесения тяжких телесных — есть даже составной лук и ручная пушка. И почти каждое оружие можно улучшить так называемым пеплом Войны, добавляющим ему новые свойства и подстраивая именно под ваш стиль игры. Скажем, накладывающую эффект кровотечения катану можно значительно усилить «Кровавым выпадом», запускающим в противника волну энергии, созданной из крови героя.
Некоторые способности и оружие не до конца сбалансированы и требуют некоторой доработки — настолько они сильные даже в неумелых руках. Кровопускание наносит огромный урон боссам, а в связке с вооруженным катаной мимиком и вовсе превращает их в груши для битья, поскольку эффект суммируется. Или же меч «Ночи и Пламени», способный дать залп магической энергии, аннигилирующей 9 из 10 противников.
Единственный раздражающий минус Elden Ring — это оптимизация. Она оставляет желать лучшего на консолях, а на ПК и вовсе вспоминать нехорошими словами FromSoftware. Режимы производительности и качества практически не отличаются на консолях PS5 и Xbox Series X, а даже на мощных компьютерах частота кадров падает настолько, что битвы с буйством спецэффектов (попробуйте побить Астеля без мата) превращаются в слайдшоу. Самой стабильной оказалась версия для PlayStation 5. Да, на консоли Sony тоже замечаются проседания частоты кадров, но это происходит крайне редко и лишь при переходах из одной области карты в другую, или продолжается несколько секунд после быстрого перемещения.
Впрочем, оптимизация никогда не была сильной стороной FromSoftware. Студия всегда предпочитала визуальный нарратив, не придавая особого значения тому, как это будет работать на вашем железе. Простые декорации в Elden Ring зачастую рассказывают более цельную и законченную историю, чем иные игры посредством нескольких часов постановочных сцен.
Как пример, вы встречаете прячущуюся около дороги девушку, которая просит вас помочь уговорить отца оставить замок, захваченный взбунтовавшимися слугами. Чуть дальше по дороге вы видите развороченный караван и пирующих на трупах ужасных монстров и понимаете, что встреченная ранее девушка чудом избежала ужасной участи. Вернувшись к ней же позже, с вестью о том, что отец обещал вернуться, как только спадет осада, вы находите лишь ее труп. Elden Ring не держит игрока за круглого идиота, которому нужно все разжевывать длительными монологами, а дает ему включить мозги и самостоятельно сложить детали произошедшего воедино.
Diagnosis
Это огромный мир, таящий множество тайн и загадок, в котором можно провести десятки часов, не убив при этом даже первого сюжетного босса. Elden Ring — лучшая работа FromSoftware на сегодняшний день и одна из лучших игр последних лет. Точка.
Pro:
- Потрясающий мир
- Огромная карта с множеством дополнительных заданий
- Обширный бестиарий
- Обширный арсенал
- Множество заклинаний
- Великолепная музыка
- Напряженные и схватки с боссами
- Первый проект From Software (не считая Armored Core), настроенный к новичкам дружелюбно
- Можно грабить корованы
- Одна NPC может просто обнять главного героя, подарив ему немножко тепла
Contra:
- Ужасная оптимизация (на ПК и Xbox). Сносно на PS5, но не идеально
- Некоторые типы заклинаний и способностей кажутся чересчур сильными
Простите. Нас очень просили оценить эту игру. Обзор Karryn’s Prison Любовь прошла. Обзор Assassin’s Creed Valhalla: Заря Рагнарёка
Souls-like больше не жанр «не для всех».
Я получил копию Elden Ring за 6 дней до эмбарго, и ровно сутки из этого времени провел в игре. Когда я пишу этот материал, то чувствую настоящую усталость. Не потому что мало спал и много играл, а потому что не знаю ни одной другой игры, которая вызвала столько эмоций.
Elden Ring – огромная игра. Нет, даже не так, Elden Ring – КОЛОССАЛЬНАЯ игра. На неполное прохождение Замогилья – первой зоны из шести основных – у меня ушло 12 часов. Квесты, кузнецы, торговцы, мировые боссы, сундуки, секреты, подземелья встречаются буквально под каждым кустом. Каждый объект на карте становится отправной точкой приключения, истории, которой хочется поделиться. Но в отличие от предыдущих игр Миядзаки, эти истории не похожи на страшную сказку.
Первая светлая игра FromSoftware
После Bloodborne я еще месяц не мог развидеть многоглазую свинью и смесь девочки из «Звонка» с клопом, который пил из кровавой реки. А после Elden Ring я вспоминаю падающие листья дерева Эрд, грозу над замком Стормвейл, посиделки у костра с Мелиной. Странно такое говорить, но Миядзаки создал уютный мир, в который хочется попасть самому. Прямо как хочется побывать на Скеллиге или в Хайруле, несмотря на все опасности, которые там встречаются.
Замогилье и Озерная Лиурния застыли в золотой осени. Покрытые мхом скалы обступают берега мелкой речки, а из окутанных дымкой озер Лиурнии виднеются приземистые ивы. По холмам Замогилья бегают козы, а если их спугнуть, они сворачиваются колобком и укатываются вниз по зеленым склонам. Кто бы мог подумать, что мир игры «Фромов» можно описывать, как Боб Росс?!
Хаб тоже получился благоустроенным, больше похожим на зал Соратников из «Скайрима», чем на Нексус из Demon’s Souls. Замок Круглого Стола – отдельная локация, заставленная рыцарскими доспехами, грудами книг, картинами и гобеленами. Союзники греются у костра, охотно беседуют и принимают протагониста за своего. После определенного момента в сюжете героя даже признают одним из рыцарей ордена Потускневших.
Умиротворенное, героическое настроение создает не только визуал. Путешествия по открытому миру сопровождаются спокойной струнной музыкой. По сравнению с первой Dark Souls, где игрока окружает мрачная тишина, здесь эмбиент меланхоличный, но теплый. Иногда просто останавливаешься посмотреть на пейзаж или посидеть у места благодати (так тут называют костры). Слушаешь протяжные ноты виолончели и думаешь: «Не пойду я к этому боссу, слишком тут хорошо». Вместо босс-файта можно собирать рябину, заниматься крафтом или решать загадки в башнях магов.
Конечно, пацифистом пройти игру не получится, но такие передышки кардинально меняют опыт от игр соулс-серии. Elden Ring – не дарк-фэнтези с элементами Лавкрафтовского ужаса, но и не дженерик высокое фэнтези, основанное на скандинавских мифах. Elden Ring играет на контрастах и бывает страшно гнетущей. Здесь есть проклятые поместья, пустоши, покрытые алым гноем и, конечно, болота. Но даже они больше не бесят.
Первая нехардкорная игра от FromSoftware
Почему болота раздражали во всех играх Миядзаки? Потому что они мерзкие, запутанные, замедляют и отравляют игрока, конечно. А еще потому, что выбора, идти через болота или нет, не было. То же и с боссами. Почему Орнштейн и Смоуг – хардкор, а Алдуин – даже не близко? Да потому что если игрок дошел до этого чудесного дуэта и застрял, у него нет альтернативного пути.
Открытый мир в Elden Ring решает проблему хардкора. Часть врагов можно скрытно обойти через кусты, мимо других проскакать верхом на скакуне Потоке. Иммунных к магии закидать созданными бомбами, а на особенно сложных призывать фантомов. Более того, основных боссов можно убивать в произвольном порядке.
Игрок больше не заложник игровой зоны: если ему слишком сложно или просто неприятно, он может отправиться в другие локации. Для этого даже не нужно скакать верхом: к открытым локациям можно переместиться фаст-тревелом. Не только от костра, как раньше, а в любой момент, кроме боя. Мобильность превращает Elden Ring из хардкорной игры просто в сложную.
Группы врагов, артиллерия и боссы все еще опасны даже для прокачанного игрока. Босса Годфрика Сторукого я убил с пятнадцатой попытки. Каждый трай я менял подход, заклинания, расходники и призываемых фантомов, пока не нашел оптимальную стратегию. В результате босс не казался мне неубиваемым чудовищем, которого я одолел по чистой случайности – я четко понимал, что привело меня к победе. Воспоминания об Арториасе из Dark Souls вызывают у меня панические атаки, а бой с Годфриком – только удовлетворение от отличной дуэли.
Минибоссы и главари в подземельях тоже совсем не просты, но достаточно раскусить их слабости, чтобы одержать верх. Отдельное спасибо «Фромам» за расположение костров: их много, бежать от них до босса обычно меньше минуты. Опять-таки, хардкора стало меньше, а сложность никуда не делась. Еще игра поощряет за внимательность. В предметах и диалогах можно найти массу подсказок для прохождения. И надо сказать, реплики персонажей действительно полезные и информативные.
Первая большая сюжетная игра от FromSoftware
Sekiro: Shadows Die Twice тоже была игрой со внятным сюжетом, но какой же он примитивный и камерный рядом с Elden Ring! За 24 часа я встретил больше 30 персонажей, не считая торговцев и призраков. У каждого из них есть имя, бэкграунд и мотивы. Они рассказывают о себе и истории мира, с ними зачастую связаны квесты, в которых тоже понятно, что и где надо достать.
В Elden Ring куда меньше контекстуального повествования, чем в любой предыдущей игре серии. Если в Bloodborne и Dark Souls 2 сюжет придумали лороведы, в «Кольце Элден», чтобы понять, что к чему, достаточно поговорить с парой ключевых персонажей. И тут стоит сказать спасибо Джорджу Мартину.
История раскола Кольца Элден, войны полубогов и противостояния разных рас, религий и королевств получилась не только внятной, но и очень живой. Лор первых «Темных душ» отличается от Elden Ring так же, как «Сильмариллион» от «Властелина колец». Та история была про богов, а новая уже про героев. Сюжет Elden Ring получился очень человечным и даже трогательным.
Здесь есть история о дочери, которая корит себя за то, что не оправдала ожиданий отца, и о женщине, которая так боялась потерять близких их-за того, что ее оставил возлюбленный, что обрекла своих детей на участь хуже смерти. А еще маленькие рассказы о портном, который готов рискнуть жизнью, чтобы пойти по следам своей бабушки, о двух друзьях, пути которых разошлись из-за конфликта веры и науки. И о той, которая отказалась от пути к власти, чтобы утешать умирающих и воодушевлять тех, кто потерял силы. В судьбах героев хочется участвовать, потому что сочувствуешь им.
Лор тоже стал богаче, чем в предыдущих играх. Мир Миядзаки и Мартина населяют десятки народов и рас. Есть сведения о домах знати и королевствах, важных войнах и битвах, которые случились в прошлом. Эти истории не нужно додумывать, о них можно просто почитать у памятников, которые стоят у локаций. Рас и фракций так много, что даже задумываешься о том, как круто бы смотрелась RTS по вселенной Elden Ring. Или настольный варгейм в духе Star Wars: Legions и Warhammer.
6 причин, почему Elden Ring будет самой простой игрой от FromSoftware
Лучшая из всех игр FromSoftware
Исходя из сравнений с прежними проектами Миядзаки может показаться, что я не люблю игры серии, вышедшие до Elden Ring. Это не так. Я обожаю первый Dark Souls и Bloodborne, но понимаю, насколько «Кольцо Элдена» лучше. Все, что могло отпугнуть игрока от предыдущих игр FromSoftware (да, я про вас, Понтифик Салливан и Чумной Город) – больше не проблема. Многое из того, что раздражало знатоков серии – тоже. Поэтому Elden Ring хочется сравнивать не с Sekiro и Demon’s Souls, а со «Скайримом», «Ведьмаком» и «Зельдой». Но и здесь мир Междуземья оказывается продуманнее, интереснее и качественнее.
Для меня главной проблемой открытого мира «Дикой Охоты» была абсолютная бесполезность лута, который можно было найти, исследуя вопросики на Скеллиге. А в Elden Ring почти каждая находка – это маленький праздник. Например, в башнях магов хранятся камни памяти, которые позволяют использовать больше заклинаний. А у деревьев Эрд растут золотые семечки, необходимые для улучшения фляжек.
Зачистки дополнительных локаций не превращаются в рутину из-за челленджа. Не получится вырезать гарнизон так же легко, как лагерь бандитов в «Скайриме»: придется использовать стелс, уклоняться и маневрировать на скакуне. Да и среди десятка катакомб, которые я успел пройти не было ни одних одинаковых.
Мир не пустой даже без поселений и таверн. Он постоянно генерирует приключения, главный принцип здесь «из огня да в полымя». В шаге от каждого события находятся новые враги и сокровища. Локации ведут тебя по кругу, похожему на само Кольцо Элден. Стелс простой, но эффективный и зрелищный. Историю, о том, как я украл ключ от магической академии из логова дракона, я запомню надолго.
Я бродил по озеру, запутавшись в карте, на которой было отмечено расположение волшебного ключа. Побывал в руинах предместий академии, которые теперь населяет болотный народ людей-лягушек. Чудом сбежал из стычки с гигантскими раками и крабами в болотной части озера. И наконец наткнулся на островок со спящим драконом. Локация на карте совпала с отметкой, и я понял, что ключ охраняет именно дракон. Мне захотелось рискнуть, и я прокрался к добыче, зашел за спину чудовища. Схватил ключ и увидел, как хвост дракона зашевелился: он проснулся, но еще не заметил меня. Я нырнул в кусты, испуганно оглядываясь добрался до высокой колонны, за которой смог спрятаться, и ускакал, когда дракон отвернулся.
Все аспекты игры связаны между собой и влияют на погружение. Открытый мир дает огромную вариативность прохождения, поэтому игрок сам решает, украсть ключ тихо, подхватить на скаку или забрать в бою. Игра не давит на психику, поэтому оригинальные идеи приходят от озорного чувства авантюризма. Мотивация протагониста ясна, как и окружающие события. Ты чувствуешь себя героем в этом странном мире, который стоит на грани гибели, но жив, потому что благодать дерева Эрд снизошла на таких как ты, на потускневших. И когда ты ползком пробираешься за спящей тушей дракона, чувствуешь себя не мрачным и безучастным Охотником из Bloodborne, а Бильбо Бэггинсом в логове Смога.
* * *
Параллели с Толкином не случайны. Ни одна игра еще так хорошо не передавала дух книг Профессора и фильмов Джексона. За подход к созданию пугающего и волшебного приключения прощаешь Elden Ring очевидные заимствования вроде «Междуземья-Средиземья», «Кольца Элден-Кольца Всевластия» и «Морготта-Моргота».
Да черт побери, за такое можно простить и до сих пор несовершенные стартовые классы, откровенно убогую систему получения рун для прокачки из предметов и ужасную оптимизацию на ПК. К чему-то привыкаешь, а что-то поправят. После 24 часов в игре ясно: Elden Ring – не новый «Скайрим» и не новая «Зельда». Берите выше: Elden Ring – это новый «Властелин колец». Эпохальная сага и лучшее произведение не только Хидетаки Миядзаки, но и Джорджа Мартина.
Elden Ring выходит на ПК и актуальные консоли 25 февраля 2022 года. Позже на Sports.ru выйдет окончательный обзор с оценкой.
О чем будет сюжет Elden Ring? Полностью разобрали трейлер
5 причин, почему боевая система Elden Ring будет лучшей в серии Souls
Впечатления от Elden Ring. Понадобилось всего 6 часов, чтобы разглядеть игру года
ли со статьей или есть что добавить?